11.8.11

Дети и дела домашние

Последние несколько лет передо мной стоял вопрос: стоит ли учить моего ребенка выполнять работу по дому? Если стоит, то какие дела ему нужно/можно выполнять? Какой должна быть нагрузка? И что будет, если мы не будем его учить этому? Тут можно занять две позиции. Или три - кому как. Можно сказать: у детей другого детства не будет и поэтому им надо дать как можно больше возможностей играть и веселиться, общаться и познавать, а работать по дому - они еще наработаются. А можно сказать - кто не работает, тот не ест? :-) Раз уж ты тут болтаешься под ногами, вот давай, помогай!

Чего я только не перечитала и чего я только не попробовала. Постепенно в моей голове, благодаря хорошим друзьям, мудрому мужу и, конечно, маме, вот такие мысли сформировались в моей голове:

Во-первых, способность работать, стремление быть значимым - неотъемлемая часть нашего существа. Мы созданы так, что именно работа, а не развлечение, дает нам настоящее удовлетворение, ощущение собственной ценности, и дети, как я понимаю, от взрослых в этом не отличаются. Конечно, им больше чем взрослым, надо и необходимо для жизни играть (хотя....это еще каким взрослым!), но даже маленький малышок расплывется от счастья, когда его похвалят за поднятый с пола мусор.

Во-вторых, пока малыш растет, он постепенно вступает во владение - своим телом, своими вещами, своим пространством  - и когда же еще ему учиться, как не дома и не у нас? Не у тещи же? :-)

В-третьих, домашнее дело, порученное ребенку, должно быть очень хорошо продуманным и четко обозначенным - когда, и как он должен это сделать. И что ему за это будет, если он его плохо сделал или вообще забыл о нем. Я решила, что, дав старшему сыну четыре дела в день, и показав, как это делать и когда, я в течение дня постараюсь не приставать к нему, не отрывать его от его важных детских дел и просить его мне помочь - хотя, конечно же, бывают исключения! (и в этих случаях мой маленький рыцарь всегда рад помочь). Я рада, что пришла к такому решению, потому что сразу почувствовала разницу: это дало ему определенную свободу и дополнительную мотивацию: сделал дело, гуляй смело!

В-четвертых! Поручая ребенку дело - тут я наломала дров, признаюсь - очень, очень важно не просто объявить ему его новую обязанность и ожидать от него исправного исполнения. Именно тут часто возникают недопонимания, раздражение - и в результате родитель просто делает все сам, выбирая путь наименьшего сопротивления. После нескольких неудачных попыток мы наконец решили уделить специальное время пояснению - зачем ему необходимо это делать, когда и как...С таким мальчиком, как наш старший сын, этот подход сработал лучше, чем всякие угрозы или даже награждения. (кстати, о награждениях...как вам кажется, надо награждать его за вынос мусора???) Показать предельно ясно, сделать это дело пару раз вместе и - ожидать, что он будет забывать, или делать это спустя рукава. Именно этого и ожидать - это вам столько нервов сбережет, поверьте мне, которой много времени потребовалось, чтобы принять факт, что мой ребенок - тоже человек. :-) Ожидая же, опять таки не забываем о ранее обсужденных последствиях - весь этот процесс достаточно трудоемкий, и потребует немало усилий, но, как мне кажется, приобретенные им навыки, ощущение полезности (ну и вынесенный не вами мусор) стоят того!

Был со мной вот такой случай. Дело было в классе восьмом и мама моя никак не могла меня заставить заправлять постель перед уходом в школу. У меня, понимаешь ли, времени не было - после завтрака, макияжа (ух, какие я себе глаза рисовала!), причесывания - какая речь могла быть о постели??? После многочисленных напоминаний/уговоров моя мама наконец зашла в мою комнату с нашим старым металлическим будильником, села и попросила меня заправить постель и посмотреть, сколько у меня на это уйдет времени. Знаете, сколько времени требуется на заправку постели? Мой подростковый ум был просто потрясен. Всего 1 минута и 45 секунд! После этого я уже, конечно же, не могла использовать эту отмазку, да и глупо было не делать этого, зная, как легко и быстро можно с этим справиться. Знаю по себе, что гораздо легче ворчать на ребенка, и винить его в его промахах, чем вот так сесть и показать (и пусть это будет не один раз!) - но насколько же эффективнее оказались спокойный разговор с мамой и старый будильник!

А какие дела ваши дети выполняют по дому? Есть ли у вас какая-нибудь система? Надо ли награждать его за то, что все остальные члены семьи делают бесплатно?

Комментируйте - буду очень рада обсуждению.

11 комментариев:

  1. Аля сейчас только вытирает со стола после еды и убирает игрушки перед сном. А раньше она помогала накрывать на стол и собирала палки во дворе перед покосом травы. Этим летом -- из-за дикого темпа -- мы сами это делаем (потом что быстрее -- знаю, неправильно, но это временно из-за наших обстоятельств). Раньше мы ей давали 25 центов за хорошо выполненную работу, и в конце недели она делила все на три кучи -- десятину, копилку и кошелек (таскаемый в магазины и на гаражки). Она всегда с большой радостью "свое заработанное" в церковь носила, сейчас пишу это и понимаю, что надо опять начать делать...

    ОтветитьУдалить
  2. Great post! I especially liked the part about the 'wise husband'. :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, ваша Алечка просто сокровище! Спасибо, что поделилась!

    ОтветитьУдалить
  4. Майк, и не только мудрый, а еще сильный и красивый. Горжусь тобой!

    ОтветитьУдалить
  5. Май, это про старших детей говоришь? У Тимофейки какие-то обязанности тоже есть? Мы наших только воодушивляем помогать нам (посуду положить в или выложить из посуд-ой машины, загрузить стиралку, пылесосить и т.п.) С какого возраста стоит (реально) начинать давать обязанности? Они у нас убирают игрушки и относят свою одежду в стирку (кидают в мешок), но мы их никак не поощаряем=(

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, мама у тебя мировая!

    ОтветитьУдалить
  7. Аня, я читала Managers of their homes and Managers of their Chores. Советую начать с Managers of their homes.

    ОтветитьУдалить
  8. Аюн, я не знаю с какого именно возраста начинать - по-моему, вы уже начали! А насчет награды - мы не поощряем - я никак себя не могу приучить к постоянству в этом, а без постоянства смысла нет. Поэтому их обычные, повседневные дела они выполняют "даром", но вот старшему уже много раз выдавалась возможность заработать на каком-нибудь деле, которое в его обычные обязанности не входит - напр., собрать шишки во дворе. Такой возможности он всегда рад.

    ОтветитьУдалить
  9. Ayuna15.8.11

    У нас девчонки не понимают пока, что это обязанности. Просто воспринимают это как возможность чем-то новым занятся. Я про Тимофея поэтому спросила (одного возраста же=) Он как к обязанностям относится?

    ОтветитьУдалить
  10. Тимоша тоже так относится! ОН с радостью сечас все делает, и так гордится, что он такой молодец.

    ОтветитьУдалить
  11. У Тимоши обязанности пока связаны в основном с тем, что принадлежит ему - гигиена, его пижамка, его игрушки, его грязная одежда. Он даже стал сам свою постель заправлять. Ну и всегда с радостью подключается к работе во дворе - листья-палки собирает - и дома.

    ОтветитьУдалить