25.9.11


Я читаю сейчас "Гроздья гнева" Джона Стейнбека, и 
меня очень тронул вот этот отрывок о матери одного из 
героев книги. Контекст: Том вернулся из тюрьмы 
и теперь стоит и заглядывает через окно в кухню - там 
ничего не подозревающая мать как раз готовит завтрак:

"Том стоял, глядя в кухню. Тело у матери было грузное,

отяжелевшее от родов и работы, но не тучное. Он увидел 
ее широкое платье -когда-то в цветочках по серому 
полю,  но теперь цветочки слиняли, и от них 
остались только  более светлые пятнышки. Платье
доходило ей до щиколоток, и ее крепкие босые 
ноги легко ступали по полу. Редкие седеющие 
волосы были собраны на затылке в маленький пучок. 
Засученные по локоть рукава открывали крепкие,  
покрытые  веснушками руки, кисти были пухлые и
маленькие,  как у девочки-толстушки. Она смотрела 
на залитый солнцем двор. В выражении лица у нее
была не мягкость, а скорее спокойная 
доброжелательность. Темные глаза словно изведали 
все горе, выпадающее на долю человека, и, одолев 
страдание и боль, поднялись по ним, как по 
ступенькам, к спокойствию и пониманию.  
Она чувствовала и сознавала и принимала как
должное свое положение в семье: она была ее оплотом, 
ее твердыней, которую никто не мог взять силой.  
И поскольку старый Том и дети чувствовали 
когда  чувствовала их мать, она закрыла доступ 
в свое сердце страх  и  горе  только  тогда,
и горю и страху. И поскольку они ждали ее
радости, когда случалось  что-нибудь 
радостное, она привыкла находить
повод для веселого смеха даже там, где найти 
его иной раз было трудно. Но спокойствие лучше, 
чем радость. Оно надежнее. И ее высокое и вместе
с тем скромное положение в семье придавало
ей достоинство и чистую душевную красоту.
Ее руки,  врачующие  все раны, обрели уверенность
и твердость; сама она - примирительница всех споров -
была беспристрастна и безошибочна
в своих приговорах, точно богиня. Она знала: стоит ей 
пошатнуться, и семья примет это на себя как удар; 
стоит ей поддаться отчаянию,
и семья рухнет, семья потеряет волю к жизни". (глава 8)


Почему меня тронули эти слова? Просто я по своему
 небольшому пока опыту знаю, насколько велико место 
мамы, и какую ключевую роль она играет во всем - 
направлении семьи, настроении, ее духе. Если мне трудно 
найти удовольствие в том, что имеется, и все время
 меня ее ест тоска по тому, что МОГЛО бы быть
 и чего нет - эти вздохи не пройдут даром. Если меня 
грузят обстоятельства и разрывает на части от
 всего того, что мне надо сделать, и что, как мне кажется, 
ожидают от меня люди, и нет покоя - это тоже 
отразится на том, как мои дети и муж будут 
смотреть на мир. И если я радуюсь им и всему, что вокруг 
меня - это тоже передастся им, потому что
 (это тоже из опыта) любой, даже крохотный и 
прозрачный, намек на улыбку, или хоть чуточку 
нахмуренная бровь учуиваются сразу же, 
интуитивно, и либо вселяют уверенность, 
либо лишают ее.
"Мудрая жена устроит дом свой, 
а глупая разрушит его своими руками". (Пр 14:1)




2 комментария:

  1. Да, Майя это так и есть в реальной жизни, многое зависит от женщины, матери, жены в семье. В данный момент рядом со мной встречаются женщины, которые рушат собственными руками свои семьи из-за каких-то глупостей.
    Оглядываясь назад я вспомнила все то, что было со мной, ведь я могла удержать семью, если бы я была по настойчивей, терпеливой, кроткой и смиренной как написано в Библии, но к сожалению ....
    Слава Богу, Он подарил мне ещё семью, где я стараюсь "устроить дом свой". Спасибо,что поделилась с мыслями,Майя.
    Ты очень внимательная МАТЬ.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Алечка. Я вспоминаю лето 90-го, когда магазины были пустые и денег не было совсем. Мама нам целый месяц подавала капусту (жаренную, тушенную, в супе), потому что именно она была почему-то в изобилии - и делала она это с таким энтузиазмом, что мы и не почувствовали, какое время было тяжелое. Сейчас-то, оглядываясь назад, понимаю, как ей трудно, наверное, было.

    ОтветитьУдалить