13.4.12

А знаешь, что?

Когда Тимоша с такими словами подкатывает ко мне, я знаю, что мне предстоит настоящее удовольствие, так что лучше отложить посуду до времени и превратиться в уши - потому, что во-первых, этот мальчик, который уже сложил ротик в бантик, сдвинул бровки и сделал глаза круглыми-прекруглыми, ни за что теперь не отстанет, пока не посвятит меня в свой очередной секрет. А во-вторых, я такое удовольствие испытываю, ну просто щекотно становится от того, до чего же потешно он рассказывает мне свое "самые настоящие" истории. Истории, в которых Тимофей - непобедимый, бесстрашный, крутой и великолепный. В которых врач на приеме показал ему перочинный нож, но говорить не говорил, потому что он "стеснялся". В которых акула проплыла очень близко, но Тимофей оскалил зубы и акула испугалась. И неважно, что я там была и все видела (или не видела). Все это было таким настоящим, и таким важным, что язык не поднимается сказать: Ну, братец, это ты все выдумал! Это все равно что наступить на чужой цветок, как вторгнуться в чью-то комнату и переставить в ней мебель. Я окунаюсь в эти широко распахнутые глаза и вижу в них моего малыша, для которого мир, такой большой, становится очень маленьким и вполне победимым.

Возможно кто-то покачает головой и скажет: "Ц-ц-ц. Это же ведь приучает его врать. Вырастет врунишкой, и маленькая ложь сейчас станет большой проблемой потом". В свою защиту скажу, что мы учим детей, что врать - это плохо, и они знают последствия лжи, которая сейчас - пока - такая прозрачная, такая явная. 

Эти же истории, с круглыми глазами и затаенным дыханием, я не воспринимаю, как ложь, а скорее, как его способ выражения - и  я ничему так не радуюсь, как разговору лицом к лицу с малышом и возможности посмотреть на мир с его колокольни. 

Давным-давно прочитала "От двух до пяти" Чуковского, где он так подробно и с такой любовью говорит о малышах и их двойственном отношении к реальности. Другой автор, Х.К. Трамбулл, говорит, что дети не хуже, чем родители "осознают грань между реальностью и вымыслом", поэтому так важно дать им свободу в их смысловой игре. "Детям нужна наша помощь в определении границ между настоящим и ложным в моральных понятиях". Все остальное можно слушать с восторгом, восхищаясь подвигами и невероятными приключениями. 

Этому мы увидели подтверждение сегодня за ужином - вот такой разговор произошел за столом:

Тимофей глубоко вздохнул, повернул ко мне свое сосредоточенное лицо, поднял бровки ну совершенно домиком и сказал заветные слова: "Мама, а знаешь, что?" 
Я, отложив вилку и приготовившись слушать: "Что?"
"Вчера я видел, как олень проскакал мимо нашей машины близко-близко, и я открыл окно и дотронулся до него. Это было на той дороге по пути на кладбище". 

(Факты в этой истории: Мы действительно были вчера на той дороге - она как раз идет мимо большого поля, на котором часто можно видеть оленей...Тимофей сидит пристегнутый, и окно с его стороны не открывается. Я была за рулем и не видела никаких оленей.)

Мы поохали, поулыбались и тут папа начал рассказывать историю о том, как олень однажды наскочил прямо на него - и тому подобная лапша, на которую наш Малыш сверкнул своими глазами, показал свои глубокие ямочки и провозгласил :"Да ты это все придумал!"

Придумал-придумал, наш Фантазер. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий