30.3.16

О подчинении

В прошлый понедельник на нашей группе мы изучали Ефесянам 5:22-33 - отрывок, в котором поднималась нелюбимая для многих тема.

Тема о подчинении.

За все свои годы как жена и мама я успела пересидеть на многих и многих семинарах, посвященных этой теме, прослушала многие проповеди о ней, переговорила много разговоров и перечитала много книг.

И всегда эту тему окружает иногда невидимая, но явно ощутимая, а иногда и вполне зримая - негативная реакция, а то и насмешки. У людей сопряжено с этой темой столько багажа, и она поднимает столько возражений, что за всем этим само чистое библейское учение начинает теряться. Как солнце за пятикопеечной монетой. Как драгоценная жемчужина среди дешевых подделок. Как ключи среди карандашей, мусора, старых чеков и случайных игрушек в моей необъятной сумке.

И неудивительно, что мое сердце нервно трепетало, пока женщины усаживались на мои диванчики, устраивались с кружками кофе и чая, болтая о том и сем до начала занятия. Сознавая, что сколько людей, столько и мнений, я страстно хотела, чтобы мы могли отмести все эти предрассудки и посмотреть честно на этот текст, не привязывая к нему наш опыт или чувства.

Поэтому я решила начать с обычных возражений этому учению. С тех аргументов, которые бросаются женщинами в ответ на учение, которые заставляют их встать и выйти из класса, и которые, признаюсь, иногда мельтешат в моей голове, имеющей тенденцию к само-утверждению.

Вот эти возражения:
1) Учение о подчинении устарело. Современная жизнь - жизнь самостоятельного человека, и женщины, которая свободна решать так, как ей угодно.
2) Подчинение умаляет женщину, ставит ее на полку ниже мужчины. Подчиненная женщина не имеет голоса, она безвольная тряпка.
3) эгалитаризм - сравнительно новое распространенное  учение в христианских кругах, согласно которому мужчина и женщина равны перед Богом, они не имеют различий в своей реализации и играют одинаковую роль. Это движение основывает свое учение на стихе 21, предшествующему отрывку о женах: "повинуясь друг другу в страхе Божьем". В свете этого стиха они утверждают, что жена и муж имеют одинаковое обязательство подчиняться друг другу. Нет никакого авторитета, нет и подчиненных. Мы смиряемся перед друг другом.
4) Учение о подчинении - это лицензия для насилия. Тут проповеди насыщены примерами о жестокости со стороны мужей и об из злоупотреблении своим авторитетом. Если читать Библию и все принимать за чистую монету, дескать, невозможно избежать синяков и побоев.
5) подчинение - это проклятие, наказание женщины за грех. Приверженцы этого мнения основываются на обещании Бога Еве, что "он будет господствовать над тобою" (Быт. 3:16).

После этого мы сели и прочитали текст и попытались дать ответ на все эти возражения, исходя только из библейского учения.

1) Современная жизнь мало отличается от древней. Человек, начиная с самого Адама, всегда стремился к независимости, и вопрос подчинения никогда не был популярным. Истинное библейское учение представляет нам Бога Троицу, в котором личности имеют совершенные отношения подчинения, авторитета и зависимости, и Бог задумал наш мир именно как отражение Его порядка. Современный мир отвергает как Бога, так и Его идеи о гармоничных отношениях. Но это не значит, что Слово Бога потеряло силу и значимость. Слова Павла, обращенные к ефесской церкви, актуальны сегодня как и тогда. Принимая Его весть об искуплении, задуманном от начала века (Еф. 1:8,9), мы не можем отвергнуть  эту Его весть об установленном Им порядке. Все учение послания к ефесянам пронизано мыслями о том, что мы - члены Тела, что  замысел Бога никогда не был зациклен на индивидуальном человеке и его личной праведности, но скорее на том, чтобы сотворить новое Тело, объединяющее в себе разные элементы и этим единством разнообразия отражающее Его славу.
2) Подчинение согласно библейскому учению не умаляет женщину и не лишает ее ценности. Павел сравнивает ее с Церковью, которую Христос возлюбил, омыл, представил чистой, накормил. Ценность женщины не умаляется ее ролью помощницы. Она уникальна и ценна в глазах Бога и мужчины. Она активна и свободна использовать свои дары в браке, радостно подчиняясь своей главе, как Церковь - Христу, зная, что воля мужа нацелена на лучшее для нее и для них обоих. Быть безвольной тряпкой и плыть по течению - не к этому призвал ее Господь. Он поставил Еву рядом с Адамом и повелел им обоим владычествовать на земле - но при этом четко определил ее место помощницы.
3) Ответ на эгалитаризм. (тут я немало наспотыкалась об этот термин, но тем не менее решила все таки его ввести в урок, потому что нам надо знать врагов по имени, даже если мы не можем произнести это имя! - :-)

Эгалитаризм отвергает какой-либо авторитет мужа над женой. В ответ на это надо сказать следующее:
Во-первых, слово "повинуйтесь" на языке оригинале означает "постройтесь по порядку" - оно предполагает некоторый порядок и иерархию. Павел обращается с этими словами к верующим, призывая их знать свое место, служить для назидании других членов. Ни один из нас не может быть отдельным человеком; мы все - члены друг другу, и все мы подчиняемся Главе Христу.
Во-вторых, если муж и имеет долг перед женой смиряться и повиноваться ей, как ее брат во Христе, тем не менее, он является главой в семье и имеет долг лидера. Последующие отрывки, посвященные отношениям, показывают ясные картины иерархии - и почему-то эгалитарианцы не пытаются применить стих "повинуйтесь друг другу" по отношению к детям и родителям, работодателям и работникам так же, как они применяют его по отношению к мужу и жене. Учение о главенстве также красной нитью проходит через все послание: Бог задумал всю Вселенную объединить под главой Христа. Муж - глава жене, как Христос - глава церкви.

4) Библейское учение не должно стать поводом для насилия. Стремление властвовать заложено в мужчину Богом - он поставлен на владычество - но оно было искажено грехом и может приобрести уродливые формы, формы насилия над женой и использования ее в своих эгоистических целях. Такая картина никогда не была в замысле Бога - смиренного, кроткого Спасителя, который отдал Самого Себя, чтобы показать Свою любовь к Своей невесте. Читая этот отрывок, становится ясно, что Павел не говорит мужу: "Властвуй" (потому что его авторитет воспринимается как данность), но "Люби ее как Христос церковь, и как самого себя".

5) Подчинение - не проклятие, а прекрасный дар, инструмент, с помощью которого мы можем представить миру истинный образ Бога. "Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (5:18). Да, Бог сказал, что Ева будет стремиться властвовать над мужем и что между ними будет борьба за власть. Но это не значит, что это подчинение было последствием греха - но скорее, бунт в сердце Евы против власти мужа стал едким плодом ее бунта против Бога. Мы видим подчинение в путях Христа и Святого Духа, мы видим их совершенную гармонию. Бог хочет, чтобы и мы своим единством отражали Его образ - так же, как и Церковь, единая со Христом, единая в самой себе, объединяющая множество разнообразия (язычников и евреев)  отражает Его славу как на земле, так и во всем духовном мире. Подчиняясь мужу, как Господу (ст.22), мы отражаем Его свет перед ангелами и всем миром.

Как это подчинение выглядит на практике?
Должна ли я спрашивать у своего мужа разрешения на все?
Такие отношения будут выглядеть по-разному в каждой семье.
В некоторых сферах муж может предпочитать не нести ответственность за решения (что поесть на ужин, где покупать то или иное, в какой цвет покрасить стены). Некоторые сферы лежат полностью в распоряжении жены и она свободна решать согласно ее соображениям о том, что лучше для ее семьи.
А в некоторых сферах муж явно хочет, чтобы за ним было последнее слово - и каким бы абсурдным ни было его решение, жена несет ответственность не за само решение - но за исполнение своего долга - подчиняться и поддерживать.
Во многом ее подчинение определяется ее ролью помощницы - мужья нуждаются в нашей помощи, в нашей поддержке. Они ведут корабль, и мы должны сделать все возможное, чтобы на корабле все было устроено хорошо для успешного плавания.
И за всем этим стоит необыкновенная тайна. Ангелы и демоны смотрят и удивляются - они видят образ Бога и недоумевают: как это стало возможно, чтобы плоть и кровь могли нести образ Всевышнего, Преславного?
Через послушание, отвечает Писание. В послушании глубокое вековое учение обрастает руками и ногами и становится реальностью.