6.3.13

Есть ли у нас время на....




Когда я была маленькой, я часто слышала, что чем взрослее ты, тем быстрее пролетает время. С годами я убедилась в этом - дни, которые раньше казались целой жизнью, стали вдруг одним мгновением, а года, которые были длиной в вечность, вдруг так укоротились, что и моргнуть не успеешь - а уж год пролетел. 

Мой умный муж говорит что-то о долях - мол, один год для четырехлетнего ребенка - это одна четвертая его жизни - а для меня, тридцатипятилетней -1/35. Что значительно меньше одной четвертой... 

Как бы там ни было (дроби и пропорции не очень-то близки к моему сердцу) - но те тягучие дни, когда ты тащился со школы, или бежал вприпрыжку по весенней слякотне домой в предвкушении каникул, или те медленные летние каникулы, или те колючие зимы - из всего это сложилось-склеилось детство. Самое настоящее, неторопливое, когда дел было не много, а времени на игры-чтение-друзей - было хоть завались: день только начался, и до вечера еще далеко. 

Но вот после одних сумасшедших выходных, когда мы носились из одного места в другое, и переделали кучу дел, мне подумалось: а какое детство у моих детей? Я стала ловить себя на том, как часто я говорю слова: "быстрее", "поторопись", "нам надо идти", "пора...". И во многих случаях это приемлемо и должно быть сказано: у нас обязанности и дела, от них никуда не денешься и мы же в конце концов учимся дисциплине и труду...

И все таки. Мир в котором выросла я, очень не похож на мир, в котором растут мои дети. Мир сегодняшний несется с сумасшедшей скоростью - куда быстрее, чем в моем детстве - и не в моих 35 годах дело. То, насколько быстро я могу что-то купить, что-то посмотреть, или что-то получить сейчас, сию минуту, стоит только нажать на кнопку - только цветочки. А фотографии малышей, которые в 2 года могут читать и знают алфавит? А мамы на площадке, которые или хвастаются всеми достижениями своих дитятей или подавленно молчат, в панике спрашивая себя: "А вдруг мой малыш отсталый???" 

То, сколько дел мы можем выполнить на лету - собрать ребенка в школу, одновременно договариваясь о встрече\контракте\сделке по телефону и заодно приготовить ужин - или то, как я, сидя в очереди к врачу могу "подружиться" в одноклассниках с людьми, которых я никогда не увижу и которым я совершенно безразлична, а заодно найти идеи для предстоящей вечеринки - все это дает нам ощущение удовлетворения и насыщенности жизни... но этому урагану дел, эффективности нет дела до того, что маленьким детям нужно ВРЕМЯ.

Время, чтобы 
  • играть. На полу, в кладовке, во дворе, на кровати или под кроватью, в лесочке, в маминой спальне... С братьями. С сестрами. С друзьями. Наедине.
  • выговорить свою длиннющую историю.
  • сидеть с книжкой, уютно устроившись на старом диванчике. Или под столом. Или на подоконнике. 
  • насладиться теплым какао, квасом, мороженным до последней капельки. 
  • придумывать. В спешке нет места творчеству. 
  • нежиться. С мамой в кровати перед тем, как встать, с собакой на полу...
  • собрать в сотый раз палки.
  • поглазеть на червячка...жука....бабочку
и для многих, многих других важных детских дел. 

Этот сегодняшний мир с его нахальными заявлениями, что мы "должны-обязаны" и угрозами - "а что люди подумают - и все так делают" - не остановится сам, а все будет вертеть нас и толкать нас на "подвиги" и неотложные дела, внушая нам, что наши дети отсталые и им необходимы вот эти уроки и вот эти занятия. Но мы, мамы и папы, которые заведуют миром наших детей, МОЖЕМ и должны сами остановиться и подумать: что на самом деле даст моим детям настоящее детство? Что важнее для МОЕГО ребенка на данном этапе нашей жизни? Надо ли мне торопить своего ребенка? 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий