15.11.15

Жизнь полна чудес

Жизнь полна чудес.
Иногда - лучше чаще, чем реже - надо, надо остановиться на достаточно долгое время, чтобы увидеть их. И далеко не надо ходить. Необязательно ехать за тридевять земель, чтобы увидеть, как красив мир, как чудесна жизнь, как необъятно его величие.

И увидеть во всем этом дыхание Творца и Его великую мудрость и непостижимую любовь. 

Смотри, говорю своему 8-милетке, у которого энергия в эти дни просто выплескивается через край: что это за насекомое? Какой он быстрый, какие у него необыкновенные глаза? А как он может головой так вертеть на 180 градусов? Кто его таким создал - таким другим, таким непохожим на других? 


Смотри - дерево на скале выросло.... Как он смогло уцепиться за камни и теперь стоит, обдуваемое всеми ветрами в самом непригодном месте? О чем это говорит, как не о силе жизни в семени? Жизнь, которая может прорваться через камни, протянуть от одного сухого сезона к другому! 


Сколько ее, этой жизни, в одном семечке? И каждое семечко драгоценно, каждое из них должно упасть на землю и стать чем-то непохожим на остальное. 


А пчелы? слышал ли ты, что мед на твоем куске хлеба - на который ты, как всегда, намазал пол-килограмма масла - это на самом деле нектар, перемешанный с содержимым желудка пчелы? Да-да, ты верно услышал... А знаешь, сколько одна пчела трудится, чтобы произвести только 1\12 чайной ложки этого вкусного золота? Всю свою, проведенную в непрестанном труде, жизнь....





Интересно, сколько стояло это дерево... Что оно видело за всю жизнь? Нас с тобой еще точно не было. И бабушки еще не было! И прабабушки! 


Библия говорит, что "страх Господень - начало мудрости". Страх этот - не животная боязнь рабского существа, боящегося приблизиться к господину из страха еще одного унижения его достоинства.

Страх Господень исходит из трепета перед Творцом. Из понимания своего реального положения перед Ним, из веры в Него таким, каким Его представляет Библия, Его Слово - в страшного в Своем величии, неисследимого в мудрости, непреклонного в Своих намерениях любви Бога. 

Этот трепет должен быть естественной реакцией на мир. Он должен руководить и придавать форму нашим мыслям и расположению. Этот трепет должен быть и нашей привычкой - когда жизнь набирает обороты и кажется, что некогда остановиться. Только так мы и наши дети сможем приобрести мудрость, различать добро и зло, знать выход из трудных ситуаций, делать правильный выбор тогда, когда весь мир вокруг тебя идет по наклонной. 

Библия также говорит, чтобы мы учили детей слову Его, "говоря о них, когда мы сидим в доме своем, идем дорогой, когда ложимся, когда встаем" (Втор. 11:19). Этот разговор о том, кто Он, каков Его характер, каков Его план - должен происходить постоянно, изо дня в день, в повседневных мелочах и вот таких чудесах. Этот трепет передастся в разговорах за ужином и наше с ними осмысливание окружающего мира через призму нашей веры. 












12.11.15

Адвент

Рождество не за горами. Уже успел выпасть снег, уже в магазинах появились елочные украшения, уже дети начали намекать, какие им в этом году хотелось бы подарки.

Пора готовиться к Адвенту.

В нашей семье Адвент каждый год проходит по-разному. В один год я сделала из оберточной бумаги длинную нехитрую гирлянду с завернутыми в нее конфетами и стихами и веселыми заданиями. Все очень просто, зато есть элемент сюрприза , что детям важно - не говоря уж о сладостях.


В другой год я нашла ящичек и напихала в него мелкие предметы и фигурки, относящиеся к Рождеству, какие только смогла найти в доме, вместе с этими стихами. 

На следующий год я соорудила из глины рождественскую сцену и каждый день дети вынимали фигурки и читали соответствующие стихи, вешая фигурки на доску. Это работало по крайней мере три года.

Дети из этой сцены выросли. Они стали способными найти сами стих в Библии и прочесть его - поэтому мы писали вот этот список стихов на карточках и приклеивали их на стену. А сцена попала в руки славной малышки Алисы.

Как бы ни выглядел наш Адвент, неизменными оставались несколько элементов:

  • Чтение Писания о Рождестве
  • рождественские песни
  • свечи - мы зажигали по одной свече каждое воскресение - пока в последнее воскресение перед Рождеством мы не зажгли все 4!
  • и конечно же, угощения! 

Еще некоторые из идей, которые мы воплотили - можно увидеть вот тут и тут.

Счастливых приготовлений!

8.11.15

Мама в Слове

Я завела еще одну страничку на этом блоге. 
На ней я буду делиться всем тем, чему учит меня Бог через Библию. 
Я верю в непогрешимость Слова. 
Я верю, что оно - абсолютная истина - истина о Боге, нашем Творце и Господе. О Том, кто дал нам детей на время и поручил нам воспитать их для Него. Куда же еще обращаться за силами и мудростью, как не к Нему и Его слову? 
Я верю, что Слово - живое. Оно даст силы выполнить порученное Богом, иметь неистребимую любовь, даст силы и мудрость каждый день относиться к детям так, как этого хочет Бог. 
Заглядывайте и делитесь сами, что открывает вам Бог! 

7.11.15

Подростки - стрелы

В день, когда ему исполнилось 13, не было среди людей, которые пришли поздравить его, который бы не сказал: "Ну держись, мама! У вас в доме завелся подросток!"
И подобные тому предупреждения.
А я смотрю на его ставшие широкими плечи, на его щеки, еще покрытые каким-то младенческим пушком, уверенный, но все равно как бы просящий одобрения взгляд и руки, ладони которых уже загрубели как у мужчины, а наверху-то все равно еще можно найти ямочки. Если хорошо приглядеться.
И  вижу, как сильно он изменился.
И как он все еще такой же.
И думаю - неужели это правда, что передо мной какое-то новое существо, к которому нужен особый подход, а терпения-то надо воз и маленькую тележку? Неужели правда мне надо будет заново знакомиться с ним, моим первенцем, и ждать подвоха от его становящимися реальностью гормонов ?  Неужели правда, что послушание и надежность, которые стали такими привычными в нем, обязательно должны уступить место бунту, эмоциональным взрывам и неуравновешенности?
Неужели все то, чему мы стремились его научить, будет отброшено, как и его старая куртка, у которой рукава почему-то стали короче за лето - все эти уроки, наставления, увещевания и видение уже не смогут поместиться - или сдержать? - его возросшее я?
Как приготовиться к тому, на что меня настраивает мир? Как мечтать? О чем молиться? Как любить?
Но что мне слушать мир, который к этому и стремится - сам бунтует против Своего Творца и других настраивает на это. Обрисовал подростковый возраст как период стремления к самовыражению, приготовил почву для того, чтобы ребенку дозволили это стремление выразить себя с тем, чтобы он потом и шел по жизни, стремясь выразить и реализовать себя любой ценой.
В мире, в котором себялюбие и есть высшая добродетель.
В котором не выразить себя - значит пропустить все, что этот мир предлагает и остаться у пустого корыта.
В котором грех - упустить возможность. Грех - остаться на задворках, незамеченным, с неудовлетворенными нуждами и стремлениями.
Человек - вот самоцель, и его развитие - вот высший смысл его жизни.
Обращусь, как и и при всяком другом недоумении, к одному Источнику мудрости, который сотворил все (в том числе этого полумужчину-полумальчика) и которым все стоит (в том числе мой "подросток"). К Тому, Который меня в свое время научил, что гормоны гормонами, но Его путь от этого не меняется. Бессонница бессонницей, но любить ближнего как самого себя все еще есть Его высший закон. Беременная не беременная, а  нам "даровано все потребное для жизни и благочестия" (2 Петра 1:3). На публике или дома - а представлять Его благую весть есть высший смысл жизни, чтобы каждый мог увидеть  и познать Его.
Этот Источник мудрости говорит, "Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые" (Псалом 126:4).
Даже тот, кто ни разу не стрелял из лука, может хорошо себе представить процесс.  Навести лук, натянуть тетиву - это только пол-дела. Казалось бы, натянул, да и стреляй.
Но не все так просто.
Эти секунды, а иногда минуты, длятся целую вечность - это самый напряженный момент. Задерживается дыхание, даже на слова нельзя его потратить, и все внимание направлено на цель. Тетива тугая, силы нужно приложить немалые, чтобы натянуть ее до конца - если натянешь слишком мало, стрела не долетит, слишком сильно - улетит слишком далеко, испугав оленя, и испортив все шансы на добычу. Прицелиться надо метко, на смерть - раненный олень от испуга и боли ускачет далеко, распугает всех животных в округе и умрет бесполезной, мучительной смертью где-то далеко - вдали от нашего морозильника.
От долгого натяжения тетивы могут устать руки. Может заболеть и свести плечо. Но держать надо совершенно неподвижно, потому что олень поразительно метко подмечает все малейшие движения.

Этот вот момент и имеется ввиду в Псалме. Так называемый "подростковый период" - не должен быть временем, когда мы попускаемся и предоставляем полную свободу стреле, натягивая тетиву как придется. Это - самое напряженное время, время целенаправленных усилий, окультуривания, направления.
У этой стрелы есть определенная цель, предопределённая Богом, и мы только подведем его, гарантируя провал, если отпустим его на самотек, предоставив ему самому "найти себя" - вместо того, чтобы помочь ему найти эту цель, этот смысл.
Это время - время затаенного дыхания. Время постоянного видения цели перед собственными глазами. Время роста для нас самих - и служения этому мальчику, пока не придет время выпустить его из лука.
Поэтому откладываю на потом мои амбиции и планы и мечты. Времени осталось мало, а еще так много надо успеть.  Поэтому учу изо дня в день любить ближнего, заботиться о своих делах, молиться и читать Слово. Поэтому учу его, как ухаживать за домом, за своими вещами, работать, прилагая все усилия. Поэтому учу его распоряжаться временем, деньгами, навыками. Поэтому учу его жертвовать и уступать.
Не потому, что так должны, дескать, поступать хорошие христианские дети. Или приличные дети пастора. Или потому, что так велит обычай наших предков. Такой подход - все тот же гуманизм по сути, согласно которому в центре всего стоит человек. Этот подход мало чем отличается от мирского "самовыражения".

Но потому, что все это - подготовка его, как стрелы, чтобы она могла долететь до цели, поставленной Богом. Чтобы эта стрела прославила своего Творца, на что она и была создана.


5.11.15

Что они потом скажут?

У нас в гостях побывали студенты вчера. Кушали, играли в игры, разговаривали до позднего поздна, что было для нас, стариков, не так уж просто. При том, что общение вели мы, как старшие и как хозяева: пытались их растормошить и узнать поближе. Было, конечно, за новизной знакомства, немного стеснения и смущения.

Пока разговор не зашел о семье. 

Вот тут у них, второкурсников и первокурсников, зажглись глаза, полились слова, зазвенел смех. Каждое слово было сказано с удовольствием, смаком, каждое предложение заканчивалось на такой мечтательной ноте, что прям таки  и захотелось нырнуть туда, в их мир, в их уютную жизнь, познакомиться с этим необыкновенными людьми, которые таких славных детей вырастили. 

Я слушала - уши на макушке - что же я могу сделать, чтобы мои дети тоже с такой ностальгией потом вспоминали дом? 

Чтобы они, окунувшись во взрослый мир, не утонули в нем, но могли оглядываться на родной берег и чтобы чувства о нем могли в трудные моменты поддержать их и дать надежду идти вперед?

Студенты ушли, а я стала "анализировать" все, что они перечислили.

Вот что я нашла:
1. У их семей были свои традиции, которые принадлежали только им. Пусть эти традиции могли показаться кому-то глупыми, банальными - но эти традиции были тканью их дней-недель-лет. День Благодарения у бабушки, рождественское утро с подарками, поездки летом, печеньки мамины, вечера перед телевизором за хоккейными передачами, прослушивание музыки.

Если бы был рай под названием - рай Ани - то он был бы похож на внутренности тыквы - склизкий, липкий, мокрый, с волокнами. :-)



2. Эти семьи вместе играли. Много и часто - с гостями или только с детьми. Будь-то банальная монополия, шашки или карты - но опыт совместной игры почему-то крепко засел в душу этим девочкам. Беру на заметку не закатывать глаза, когда дети достают Монополию.


3. Эти семьи много смеялись вместе.


4. Когда случался какой-то кризис, эти семьи использовали время, чтобы стать крепче вместе. Они осмысливали кризис вместе, вместе находили средства для его преодоления и силы черпали друг у друга. Девочка, поделившаяся о своем брате-инвалиде, сказала о его медленном прогрессе в физических движениях: "Хоть и медленно, но МЫ двигаемся вперед".


5. У этих семей крепкие отношения с родственниками.

Я уверена, что многое еще можно перечислить - но эти 5 пунктов мне бросаются в глаза с поверхности.





Семья - не просто единица общества, как нам твердит наше материалистическое общество. Она - не просто безопасная крыша над головой, под которой мы укрываемся, чтобы потом уйти и быть продуктивными для общества. Она дана нам как прообраз семьи, в Которую хочет призвать каждого из нас Бог. Она должна представлять кусочек небес, отголосок Его семьи, уставы Его Царства. 

Но таким кусочком небес она не станет сама по себе, потому что мир, в котором мы живем, противится Богу и никогда не будет поощрять наше стремление сделать из семьи нечто большее, чем просто единицу общества. Он будет преследовать нас через рекламу и через амбициозных друзей, дразнить прилавками и заманчивыми предложениями, обвинять в том, что мы понапрасну тратим время и свой потенциал не реализовываем, манить нас и огорчать статусами и фотографиями друзей в социальных связях, что у них-то больше-лучше-богаче. 

Но миру не нужен никакой наш потенциал. И дела ему нет до того, насладились ли мы его вещами вполне.  Ему только надо наше внимание. Лишь бы оно было отвернуто от цели, к которой нас призвал Бог - Совершенный Отец. 

Внимание, за которое наши дети не должны бороться. Внимание, которое они могли бы вспоминать с удовольствием, которое я услышала в голосе тех девочек. 

А что вспоминаете вы из своего детства? 

29.10.15

Утреннее сияние и Божья милость

Я каждый год сажаю вот такой цветок у себя во дворе. Кто-то поморщится и скажет - да ну его, такой простенький, а как посадишь, так все и задушит собой. Вьюн все таки, все равно, что сорняк, лишь бы было куда лезть. Потом не навыдергиваешься.

Но не в моем случае. Я - горе-огородник, и у меня цветы как правило борются за выживание и рост у них, прям скажем, вполне поддается контролю. 

А сажаю его, потому что напоминает он мне кое о чем важном, прямо таки необходимом для моего существования. 

Эти ипомеи, а в народе - вьюны - также имеют название "Утреннее сияние". Каждый вечер этот цветок увядает, чтобы наутро - о, слава! - расцвести нежными, прекрасными лицами. 



Чтобы напомнить мне и всему миру, что этим утром милость Бога обновилась. 

Вчера, с его слезами, грубыми словами, извинениями и объятиями прошел. 

Вчера, с его усталостью, ворчливостью, тучами в сердце, перестал быть реальностью. 

Вчера, с его бременем, несбывшимися планами, разочарованием, ушел, уступив место - 

сегодня. 

Которое теперь смотрит мне в глаза вот таким простым цветком, в глубине которого тайна: 


как может быть так, чтобы после вчерашнего греха Его любовь ко мне все еще жива - и даже обновилась, как Он Сам говорит об этом?

Как может быть так, что раны, нанесенные вчера, могут быть залечены сегодня? 

Как может быть так, что сегодня Он будет вести меня снова, несмотря на то, что я такой крах потерпела вчера, такой провал в своем стремлении угодить Ему, а на самом деле оказалось, что я себе самой служила?

Не может, говорит мне мое усталое сердце.

А вьюн, то бишь, ипомея, поет, и просто заливается своей преславной песней - может, и есть, и будет всегда. 

Вот и тайна - 

Милость Его обновляется каждое утро. 

Сила Его дается каждый день, снова и снова. 

Он верен, когда мы неверны. 

Он доказал, что любит, когда мы были грешниками (читай - нелюбовными, ненавистными, оскорбляющими Его святость). 

Мудрость Его неисчерпаема, и дает Он ее каждый день, щедро всем, кто просит. 

Доброе утро! 



18.10.15

Трудный разговор

Мы нашли ее, с поломанной ножкой, в нашем дворе

Интересный разговор произошел у нас недавно с одним служителем, который стоит во главе достаточно большого служения:

- Помолитесь, пожалуйста - меня назначили расследовать дело об  одном из наших со-работников (пасторов), которого обвиняют в сексуальном насилии. У него хорошая репутация, довольно долго в служении, около 50 лет, очень переживает.

- А кто обвиняет?

- Да девушка, которая жила у него со своей подругой.

- ??? И что ты намереваешься сделать?

- Ну, буду говорить с пастором. Насколько я слышал, девочка несовершеннолетняя, всегда отличалась распутным поведением, поэтому такие обвинения не имеют веса в моих глазах. Думаю, что все это пустяки. Но ехать надо, раз назначили.

- А с девочкой ты будешь говорить?

- Да не собирался. А зачем? Скорее всего, вела себе неподобающим образом и теперь гонит бочку, чтобы себя оправдать или как-то насолить пастору, за то, что он ее выгнал.

- А откуда ты слышал о ее распутном поведении?

- От него.
 
- А тебе не кажется, что он очень даже субъективно к этому делу относится? И что твое отношение уже предвзятое? Разве она недостойна того, чтобы ее хотя бы выслушали?

Молчание.

-----Раз уж тебя поставили на расследование, разве не надо подходить к этому делу, ожидая самое худшее?
Разве тебе не кажется, что этот "пастор" имеет все мотивы ввести тебя в заблуждение и обвинить ее? 
Разве ты не слышал о том, что в большинстве случаев насилия престарелый мужчина именно так и ведет себя: "Виновата сама"?
Разве ее поведение действительно может быть хорошим оправданием того зла, которое может быть и имело место - а может - ДАЙ БОГ - не имело? А в полицию-то ты позвонил? 

Легко повестись на поводу у человека, который боится за свое положение.
Легко выбрать сторону, близкую тебе по духу.
Легко смотреть во все глаза и пропустить очевидное: боль сломанной души в распутном поведении, зло, прячущееся под обликом жертвы.

Сексуальное насилие - практически неотъемлемая часть новостей наших дней. Либо в этом оказываются замешанными звезды, либо всплывает старая грязь и выходят на свет жертвы, которых не послушали н-дцать лет назад, либо мы слышим об этом от соседки...от подруги на кухне, от одноклассников, которые вроде бы замечали что-то странное, но увидеть смогли только после того, как зло было совершено. Сексуальное насилие, как бы не хотелось закрыть на это глаза - реальность нашей жизни, в которую вы вводим своих детей, в которую мы пытаемся донести любовь Бога.

И общее в большинстве этих случаев - не физическое нападение с кулаками на проходящую жертву на улице или в подворотне. Лицо насильника чаще всего - знакомо. Его голос и слова внушают доверие. Его физическое присутствие располагает к себе - либо посиди у меня на коленках, либо случайное прикосновение к руке, волосам - все невзначай: идет как бы подготовка, сглаживание чувств, утихомиривание того инстинкта опасности в жертве: мол, я не опасен, я друг, меня можно подпустить. 

Насильник любит церковь. Он ищет как раз такое место: где тебя встречают с распростертыми объятиями, где тебе прощают твою неуклюжесть в общении, где всегда радуются любым добровольцам, желающим помочь в детском служении. Где тебе доверяют, несмотря на то, что где-то в глубине сознания нет-нет, да и вскакивает красный флажок: странно, что он все хочет уединиться с этой девочкой.... странно, что она все время на коленках у него - чужой же все таки....

А сломанные души так и текут рекой.  Не заметила мама, как дядя ласкал потихоньку. Или заметила, да махнула рукой - пусть тешится. Не послушали, когда я пришла и рассказала - насильник занимал большое положение, неприкасаем. Не поверили, сказали, что я сама виновата.
Хорошо, если придет в церковь. Но ведь и тут тоже часто не понимают - и не прощают, как прощали насильнику - неуклюжесть и поломанность в общении. Потому что насилие никогда не проходит просто так - оно всегда ломает человека и путь к исцелению непрост.

Спустя несколько недель после того разговора стало известно, что "пастор" действительно был виновен. Он потерял все, за что держался - но ущерб, который он понесет, несравним с ущербом, причиненный им его жертве.

Остается только надеяться, что она найдет тех, кто сможет указать ей на Праведного пастуха, Который негодует на это зло и который способен ее исцелить. Участь насильника страшна в вечности, но пусть даже не это будет ей утешением. Пусть те, кто в церкви, увидят ее боль, помогут найти смысл не в прошлом, а в настоящем, и жить свободной от воспоминаний о растоптанном достоинстве, о сломанном доверии.